1958 год … Москва. Площадь Маяковского.
28 июля состоялось торжественное открытие памятника великому
поэту 20 века Владимиру Маяковскому. Его имя (редкий, если не
единственный случай) было священным и для правительства, и для молодежи: первое видело в нем
«агитатора, горлана - главаря», вторые — лирика, бунтаря, готового искренне и
беззаветно служить делу, но не лицам, воспевать, но не подпевать. На открытии памятника присутствовало много народа.
Представители общественности, писатели, деятели искусств поднимались на сцену и
произносили речиСкульптура, выполненная из бронзы высотой 6 метров , установлена на гранитном постаменте. Маяковский стоит в распахнутом
пиджаке и готовится продекламировать
стихотворение. В его левой
руке — записная книжка.
Волевое лицо и целеустремленный взгляд. Широкоплечий. Смелый взгляд человека - агитатора, поэта - борца
устремлен в сторону восходящего солнца.
Друзья
и близкие поэта отмечали необычайное сходство памятника с оригиналом. Действительно, скульптура настолько реалистична, что
кажется, будто Маяковский вдруг застыл на месте, превратившись в бронзовую
фигуру. Ещё секунда – и он сойдёт с постамента и шагнёт навстречу новым
поколениям со своей открытой и ранимой душой и горячим сердцем, как говорил сам
Маяковский, «бабочкой поэтиного сердца».
Авторами монумента являются
скульптор А. П. Кибальников, который в 1959 году бы удостоен за
свою работу Ленинской премии, и архитектор Д. Н. Чечулин. «Большая фигура Маяковского расположена на невысоком
постаменте, что зрительно ещё больше увеличивает её. Поэт как бы обращается ко
всему окружающему; движения его решительны и смелы». :
И
я,
как весну человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
моё отечество,
Республику
мою!
Памятник
Маяковскому стал традиционным местом встречи поэтов, писателей, общественности.
В годы застоя традиция собираться у памятника и читать свои
стихотворения оказалась под запретом, однако с возвращением свободы слова
вернулась. Каждое последнее воскресение месяца у памятника собираются москвичи
и гости города.
Если бы я оказалась на Триумфальной площади в Москве, я бы
прочитала одно из любимых стихотворений (хотя очень трудно выделить любимое, всё
творчество Маяковского уникально) поэта «Послушайте!»
или «А вы могли бы?».
Эти стихотворения – крик души поэта. «Поймите
меня!» - как бы просит лирический герой стихотворений. Но люди разные: для
одного звезды "плевочки", а для другого - "жемчужины".
Маяковский без звездного неба жизнь на Земле не представляет. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Он хочет, чтобы у каждого человека была мечта, чтобы каждый смог сыграть «ноктюрн … на флейте водосточных труб». Ведь человек не должен жить только «хлебом единым», должна быть цель – мечта, ведущая к красоте, духовности. Например, Имманиула Канта поражали более всего на свете две вещи: "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". А Сент – Экзюпери просил: «Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни». Поэтому, соприкасаясь с творчеством великих писателей, поэтов, философов, постепенно понимаешь суть жизнь, о которой писал Маяковский: «Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
Маяковский без звездного неба жизнь на Земле не представляет. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Он хочет, чтобы у каждого человека была мечта, чтобы каждый смог сыграть «ноктюрн … на флейте водосточных труб». Ведь человек не должен жить только «хлебом единым», должна быть цель – мечта, ведущая к красоте, духовности. Например, Имманиула Канта поражали более всего на свете две вещи: "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". А Сент – Экзюпери просил: «Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни». Поэтому, соприкасаясь с творчеством великих писателей, поэтов, философов, постепенно понимаешь суть жизнь, о которой писал Маяковский: «Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
И не надо забывать обращение поэта к нам:
Кто вы?
Вот – я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий