Схемы для анализа художественного произведения

Примерный план характеристики
художественного
образа - персонажа

Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть.
Характеристика персонажа как определенного социального типа.
 1. Социальное и материальное положение.
 2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:                                                                                             
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;                                               
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
  4. Область чувств:                                                                                                                       
а) тип отношения к окружающим;                                                                                       
б) особенности внутренних переживаний.
  5. Авторское отношение к персонажу.
  6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:                                              
а) с помощью портрета;                                                                                                            
 б) в авторской характеристике;                                                                                                      
в) через характеристику других действующих лиц;                                                                                  
г) с помощью предыстории или биографии;                                                                        
д) через цепь поступков;                                                                                                   
е) в речевой характеристике;                                                                                                 
 ж) через «соседство» с другими персонажами;                                                                      
 з) через окружающую обстановку.
Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.


Отзыв
Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением.
 Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.
 Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. 

Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.
  • О чём эта книга?
  •  Что ты знаешь об авторе книги?
  •  Какова тема и основная мысль произведения?
  • Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?
  •  Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения
  • Понравилась ли книга? Чем?
  • Кто из героев особенно понравился? Почему?
  • С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?
  • Как ты охарактеризуешь главных героев?
  • Где и в какое время происходили события, описанные в книге?
  •  О чём ты размышлял после прочтения книги?
  • Что тебе запомнилось, что показалось необычным?
  • Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
  • Чему научила тебя эта книга?
Анализ стихотворения
1.      В чем своеобразие лирики автора и ее значимость 
как явления национальной культуры? 
Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? 
Как творческая история стихотворения в контексте 
биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворение?
2.      Имеет ли стихотворение название?
Что в нем отражено? Кто адресат посвящения (если оно есть)?
 В чем смысл посвящения?
3.      Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? 
Каковы они по форме? Как связаны между собой?
4.      Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована 
картина и с помощью каких художественных средств? 
Если в стихотворение есть лирический герой, то каков 
его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? 
С помощью каких художественных средств это изображено?
5.      Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? 
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, 
смены картин, интонации? 
Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? 
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? 
Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? 
Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?
 Какими художественными средствами это изображено?
6.      Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический 
конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами 
это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая
 целостность стихотворения?
7.      Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? 
В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? 
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, 
в общекультурном контексте?

Опорные слова и предложения при анализе стихотворения
1.В стихотворении  (автор, название) говорится о __________________
2. В стихотворении  (автор, название) описывается (что? кто?)___________
3. В стихотворении царит ___________---настроение.
4. Стихотворение ______________пронизано _________________настроением.
5. Настроение этого стихотворения _____________.
6. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от___________ к _____.
7. Настроение стихотворения подчеркивается _________________
8. Стихотворение можно разделить на ________-части, так как ___________.
9. Композиционно стихотворение делится на ___________ части.
10. Звучание стихотворения определяет _________________ритм.
11. Короткие (длинные) строки подчеркивают __________
12. В стихотворении мы словно слышим звуки____________
13. Постоянно повторяющиеся звуки_______ позволяют услышать _____-
14. Поэт хочет запечатлеть словами____________



Комментариев нет:

Отправить комментарий